Рок-культура в контексте современной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Касьянова, Екатерина Викторовна

  • Касьянова, Екатерина Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 162
Касьянова, Екатерина Викторовна. Рок-культура в контексте современной культуры: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2003. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Касьянова, Екатерина Викторовна

Введение

Глава 1. Условия и возможности идентификации рок-культуры

§1 Тенденции современной культуры, повлиявшие на становление и разбитие рок-культуры

§2 Рок-культура и контркультура

§3 Рок-культура и субкультура

§4Культура "выпавшихлюдей"

Глава 2. Истоки, пределы распространения и теории бытования рок-культуры

§1 Мировоззрение

I.L Дискуссии вокруг рок-культуры Идеология рок-культуры

§2 Стиль жизни и предметный мир

§3 Рок-музыка

JIJ.I. Истоки: музыка "третьего пласта"

I 11.11. Этапы эволюции 84 Ш.Ш. Рок-музыка и джаз, блюз, поп-музыка (общее и особенное)

III. IV. Музыкальные характеристики

§4. Рок-культура и религиозно-мистический опыт

Глава 3. Рок-культура в России

§1 Особенности российской рок-культуры

§2 Периоды формирования

§3 Идеология и мифология

§4 Стиль жизни и предметный мир 132 JV.L Возникновение самобытных черт стиля жизни и предметного мира 132 IVJI. Стиль жизни и предметный мир в автономных образованиях российской рок-культуры

IVIIL Каналы распространения

§5 Топография российской рок-культуры

§6 Рок-попин

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рок-культура в контексте современной культуры»

Актуальность темы исследования.

Радикальные социально-политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние два десятилетия, поставили российское общество перед лицом ряда насущных проблем, имеющих принципиальное значение как в области фштософско-культурологичес кой теории, так и практики. Страна непосредственно соприкоснулась со многими новыми феноменами культуры XX в., о которых имела ранее весьма приблизительное представление. Рок-культура как раз и является таким «новшеством» в палитре сегодняшних культурных яплетпт, которое в силу относительной краткости исторического существования, а также невероятной быстроты распространения и чрезвычайной популярности у самых различных социальных слоев, притягивает внимание исследователей.

Отечественная научно-гуманитарная наука, столкнувшись с реальностью новых мировых тенденций социально-культурного развития, оказалась в довольно сложном положении: многие теоретические положения о современной культуре, ее основных векторах и доминантах, а также ее оценка в целом, требовали коррекции. Рок-культуру это затронуло непосредственным образом. Долгое время, находясь на периферии внимания отечественных ученых как явление преимущественно молодежное в западной субкультуре, в большей степени негативно оцениваемое, совсем не принципиальное с историко-культурной точки зрения, сегодня рок-культура выступает одной из очень ярких детерминант мировой культуры второй половины XX века. Очевидным стали недостаточность уделяемого ей внимания, поверхностность публицистических оцеяок и мнений, а также необходимость серьезных философско-культурологических исследований, позволяющих адекдатно воспринят!, и оценить данное явление в контексте современной культуры.

Современной мировой культурной сшуакшг свойственны определенные черты, которые отличаюг ее от .любой иного культурного опыта. Являясь результатом и . итогом развития предшествующих исторических культурных традиций, вобрав в себя их особенности, современная культура обладает специфическими свойствами, которые придают ей своеобразие и уникальность. Рассмотрение современной мировой культуры необходимо осуществлять комплексно, учитывая се взаимосвязи с различными факторами и сторонами социальной жизни.

Исследование рок-культуры позволяет не только расширить представления о ведущих тенденциях современной культуры, но и проследить как современная культура, непосредственно взаимодействует с экономическими, политическими, психологическими, этическими, эстетическими и другими процессами. Рок-культура вобрала в себя многие ведущие европейские культурные традиции, став своего рода декларацией экзистенциального опыта нескольких поколений людей.

Одной из стержневых коллизий рок-культуры является конфликт нонконформизма и соглашательств. Ей свойственны колебания между протестом и стремлением приблизиться к массовой культуре, влиться в нее. Однако, контркультурные и нонконформистские устремления в большинстве случаев остаются незавершенными. Кроме того, рок-культуре присуще стремление к доминированию в современном культурном' пространстве, к тотальности, исключающей все иные формы культурной декларации. В этом проявляется свойства, присущие любым современным субкультурным образованиям экстремистского толка. Разумеется, притязании на унине(>сальнос"(т> не подтверждаются практикой, что часто приводит к либо непроизвольной, либо к вполне осознаваемой самоизоляции.

• Сегодня рок-культура распространилась по всему миру и стала интернациональной. Она является очень сложным явлением, состоящим из различных компонентов. На рок-культуру повлияли миогие ценностные доминанты современной культуры. Поэтому представляется чрезвычайно важной необходимость исследования рок-культуры именно в контексге ведущих тенденций современного культурного развития.

Степень научной разработанности проблемы.

Рок-культуру исследовали различные отечественные и зарубежные ученые. Большое внимание вопросам, связанным с функционированием рок-культурьг в социальной практике уделяли R.А Гришин, Ю Н Давыдов, Д Н.Жерносенко, С.Я.Иконникова, С.В.Кожин, А. А. Козлов, В.Т.Лисовский, И.Б.Роднянская, А.Я.Файн, В.Н.Шаронов, Т.Б.Щепанская. Психологическим аспектам рок-культуры посвягггены работы Д.А.Леонтьева и Ю.А.Волковой. На художественно-эстетических моментах рок-культуры акцентировали внимание А.А-Дороннн, Т.В.Чередниченко, Г.АЛИеетаков, М.А.Шидер, А.А.Лнсенков и др. Особенно большое исследовательское внимание традиционно уделялось рок-музыке. В музыковедчески ориенгированных работах Ф.Верморела, Д.Верморед, А.Голдмана, И.Л.Набока, А.С.Козлова, В.Д.Конен, П.Мерля, К.Сэндфорда и др. подробно описаны музыкалыю-художествештые составляющие рок-культуры.

Особо следует отметить рабсггы Д.Нопфлера, А.Ребетока и Ж.-П.Режембаля, обратившихся к психологически-негативным последствиям рок-культуры в целом, и рок-музыки в частности.

Рассмотрению идейных основ возникновения и развития рок-культуры уделяли внимания философы и социологи, изучающие основные тенденции современной культуры, в частности Т.Адорко, Ж.Делез и Ф.Гватгари, Х.Захс, П. Ко зло иски, ФЛиогар, Г.Маркузе, М.М«д, Т.ГТарсонс, ОРаик, М.Фуко, Э.Эриксон, и др.

Рок-культуру и рок-музыке поскящено большое количество книг, стад ей, репортажей, альбомов, спракочникон, геденереда4* — в основном журнадиетски-яублицистичес««><о жанра. Рок-культура — сквозная тема практически многих современны* средств массовой информации.

Несмотря на кажущееся обилие информации о рок-культуре, тем не менее, на сегоднштии пет ни в отечественной, ни « мировой гуманитарной наукк не существует фундаментальных работ, анализирующих весь комплекс рок-кулыурных деклараций в контексте основных тенденций развития современной культуры.

Цть и 1адачн исследования*

Целыо предлагаемой диссертационной работы янляется рассмотрение рок-культуры как единого комплекса, состоящего из большого количества различных компонентов (социально-экономического, политико-идеологического, психологического, морально-этического, художественно-эстетического), в контексте основных: тенденций развития современной культуры.

Целью исследования определяется следующий круг конкретных задач:

-.выделить черты европейской кудмур^гXX века, повлиявшие на возникновение и развитие рок-культуры; определять предпосылки (тгическне, х; готические, .Экономические, Политический, и/алогические) чярождения рок-культуры;

- очертить дефинициокные и дискурсивные границы рок-культуры;

- выделтъ и описать основные состяндяяощие {н»к-кулыурной практики;

- реконструировать идеологический компонент разнообразных рок-культурных

- выявить ценностно-мировоззренческие установки и константы ротс-тсультуры;

- установить характерные особенносги огечесгаенной рок-культуры.

Источниковедческая база исследования.

При написании диссертации был использован разнообразный крут источников, что диктовалось целью и задачами исследования.

При анализе основных тенденций современной культуры, были использовали труды Г.Лебоиа "Психология народов и масс", Х.Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», М.Фуко "Надзирать и наказывать", М.Элиаде "Аспекты мифа", П.Сорокина "Социокультурная динамика", Ж.Дедеза и Ф.Гватгари "Ризома", а также работы Д.Кречмара, С.Н. Иконниковой, В.В.Селиванова, Г.А.Померанца, С.Н.Лезова. Важным для написания диссертации оказались работы П.Козловски "Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития", в которой излагается концепция современности как периода всемирно-исторической смены чпо*, смены модерна постмодерном, как «ряницы Нового и пост-Нового яремени, и исследование О.А.Туанокой "Современная кул мура США", где намечены основные особенности современной западной культуры.

В диссертации 7акже быди использованы труды идеологов западной контркудьтуры 60-К годой XX века (Т.Роззака "Создание кон фкультуры", Ч.Рейча "Зеленеющая Америка"), в которых контркультура рассматривается в качестве некой интегральной идеи нового миропсрсжива ни я и жизнетворче ствя, стягивающей в один узел и резюмирующей самые разнообразные и разноречивые устремления "ноиоконформиегской молодежи", которые выявлялись и развертывались, соперничая и противоборствуя друг с другом, в период со и горой половины 50-х и до конца 60-х годов.

Кроме этого, а диссертации отражены материалы, содержащие описания аутентичных вариантов рок-культуры Запада 60-х годов (монографии А.Голдмана, Ф.Верморела и ДВерморел, П. Мерля, КСэндфорда, А.В.Гдебова и других). В качестве источников гго теме исследования использован обширный пласт мемуарной литературы, свидетельства и мнения тех, кто так или иначе соприкасался с рок-культурой, многочисленные публикации н средствах массовой информации, воспоминания о рок-музыкантах, а также непосредственных участников различных (>ок-культу{>ны\' движений.

При анализе истыыч&жих аспектов существования рок-культуры составили работы А~С.Козж*ва "Рок. Иетоки и развитие" й В.Д.Конен "Трегий шШст".

Чрезвычайно важным с теоретической точки зрения подставляется исследование И. Л. Набора "Рок-музыка: эстетика и идеологии", в кагором рок-муяыт рассматривался не просто как сфера .музыкальных интересов и потребностей молодежи, а как нечю более широкое — новый способ выражения мировоззренческих принципов, ценностных ориентации, особого мироощущении.

Важными длм диееергационного исследования были работы О.Ранка, Х.Захса, Э.Эриксока, рассматривающие инфинппмьшктъ как неотъемлемую составляющую концепт рок-кульгуры. Весомыми предсгаалядатся гением Б.Спока, оказавшие влияние на формирование ценностных установок движения £ипш.

Непосредственное отношение к рок-культуре имеют работы о контркулыпуре Ю.Н Давыдова и И.К.Роднянской, п которых описаны идеологические основы западной контркультурм, а также исследование ГС.Кнабе, где рок-культура рассмотри «аетс« й сйячи с такими проблемами современности, как демократизация и массовость,

Важным* д/иг написание диссертаций нредсгаклюогся работы С.Н.Иконнмкокой о проблема* м<надежной субкультуры. СЛ.Иконникова одна т (щтых в о течеегкенной научной литератур исследовала проблему юниоррггаггнк современной культуры. В монографии Т.В.Чередниченко "Типология массовой культуры: Между Брежневым и Пугачевой" обращено внимание fta мифологические аспекты современной российской культуры.

Теоретттко-метпдттгкчест^ остш исследования*

Теоретическую и методологическую основу работ составила методология философскою рационализма; в основе которой лежат общедиалекгичеекйй подход к изучению реальностей окружающей действительносш. Чтобы достичь поставленной цели, r диссертации были широко использованы методологические принципы, лежащие к основании сопредельных (гуманитарных и социально-политических) наук, В процессе анализа исследуемых проблем использованы: системный подход, позволяющий рассматривать рлытиш не связанные между собой эмпирические данные как эяементм единой мировоззренческой структуры; контекстуальный подход, йшйляйхций специфику яаления н обгггекулбтурном контексте; компаративистский подход, лжнпт возможность сопоставлять единовременные и разновременные явления и находить закономерности ях трансформаций.

В дисссртаиии также исполыоБаньт культутжо-ттшолопгтссктт> психологнчсскнй, коньрстно-истормчсский и гтгпотеттшг-дедукпгеный подходы. При анали>с конкретных явлений культурной практики в дисссртации использовался описательный метод.

Научном повита исследования.

Диссершциониич рибоча предсшвляег собой первую в отечественной мысли ПОПМГК'У филОСофСКО-КуЛМурОЛОГИЧССКОГО НН(1ЛИЗ<1 роп-кулыурь! В KUHicKCl'e основных тенденций сонременной культуры. Нокымц Зулнй Тйми нрОкёдённО» О исследовзния видятся следующие положения, выносимые на зашит)':

- выделены Тс нсрГЫ куЛь1уры XX йск«, *"ОТОры£ ГТОВЛИнДи Н<\ НО ЩикнОйсНис К ризчиТИе рОК-КуДьТурм ( рй Г (и О н Л Д и 1 , йЪ'ДинИДуЯЯИЯ^', ЯЩб1ТТйрййЗ.КНЯЯ инновационность, преимущественная экстенсивность- рэжития, практицизм, ГЯйЖНЯй К ЯКССШКЖИ И ftWtbWWfH); рСл\»н'СТруй'ринЯй"<1 I (ом и ОС Ww-й'ДСО ДО»" Й'М^СГ'ОС яДрм рД \ й'ООмрл л н fx' v р\ТК

Ку/т гурп bfк двюгйрагffгЯJ

- ОПрйДСЛСЩ К иСС;Гс/т йЛй'г. f uCnunfuiiC ijfVWRfWn pO К- fv v'j ff> TVp f> i, K5SJ rwtrnv^nirfmtitinn рлмпоиллтлтгпя олмтм

- определены дефиниционные и дискурсивные пределы рок кулыуры, ю общее, чш ее обьединме! с другими субкулыурньши и котрку лы у рными образованиями, а т^кжб отличает от последних*

- имя плены и описаны центральные персонажи рок-культуры (Аятигерой, Художник, Ребенок, Вождь, Жергва. и lip.)»

- исслелонйны оСиокнмс номш.жеты рОк-куль }уры (идеОлШИ*, С1И1'> ли и рредмё!Ный мир, роботу к й, рслигжвнсь-тиистн^скиё ftcncKTw, нСилОле/шч^кие КОМшЖснТы и СТр )

- определены дискурсивно-теоретические к прЗЕтичссккс детерминативы сДймоГО A'OVfiljfCTh'Ort рЯЯнООор^ЯнЛГК рО К'- Ky'.iT ь typH ы \ хчДсгн'РГй (ГГО'й^дсКчсС-йМм Si художественно-эстетические стилистики, идеологические ориентации на эскэпнзи, (IJW Г<5СГ, й'спрййгй'в СТпй/Сйрм'т, МсЖДу Ной' *0 й'фо р W й* j м О м И <я5содк1тнь|'м прймиТйсМ Окру^япКДСЙ Д С й С Гй to' г<1л ь "ОС Ги )

- rffw"»dMAjrn^fr|w/h<2rif»i ^ApaNTejm'ftfe <4X)5Cfi!WCTK 4>rCWCT1iiJHHiW1 рОК-КуЛЬтурШГО

ЛАё.*? 9 *I\VJ»» » !* ♦

- предложена периодизация разит им рок-культуры, основанная на филосЪфско

Kill 1 > lvv^'1'1 ^U'tlllllUH'f'k 11 f KlOi 4'

11аунно-црс£ктинССКйл щцчалмсшп исслки^^аная. та1ериалы диссертации, разработанные в ней мешдоло! ическиё подходы и полученные ргзулмаим позволим i лучше ионшь специфику кулыурныл процессной XX веки. Рсзуяышы исследовании мен у i быгь использованы при анализе и оценке современны \ «.улмурных >жлений, сносоосчну* ориентации « мио« оображи культурной жизни наших дней, и, соответственно, социокультурной адаптации. Основные положения предлагаемого дисесршциониопэ исследования могу г бьпъ применены при чгении общих и снецишгьныл курсов но культурологии» философии культуры, теории культуры, истории культуры; при составлении и написании учебных пособий, программ и методических разработок яо соотнтстАуамщы разделам социальной философии, психологии культуры, истории культуры, лрякладно й куль туро логаи.

10

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Касьянова, Екатерина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа подготовила почву для выводов, касающихся не только рок-культуры, но и современной культуры в целом. Мы заметили, что в современной культуре существует несколько пластов. Она распадается на сегменты, для нее характерно отчуждение между поколениями. Процесс социализации становится все более и более трудным. Требование к концентрации, точности и надежности труда при рациональном производстве возрастает. Зато снижается его производительность и связанное с ним физическое напряжение. У людей появляется больше свободного времени, заполнить которое призвана культура, и не только развлекательная.

Рок-культура стала неотъемлемой чертой современной культуры. Рок-культура тесно соприкасается с молодежной субкультурой, а также — контркультурой — культурой "подполья", которая стремится стать культурой доминирующей. Время от времени это стремление реализуется. Массовая культура постоянно подтаптывается из основной культуры и контркультуры. Вот почему такое явление, как рок-культура, можно отнести и к массовой культуре, и к контркультуре. Существование рок-культуры — неизбежно. В ней общество находит выход своим эмоциям, желаниям, инстинктам - всему тому, что, помимо разума, составляет человеческое бытие.

Рок-культура - выражение потребности духовного руководства. Скептический подход и негация — только одна сторона медали. Можно сказать, что многое в рок-культуре возникло благодаря потребности верить.

Проанализировав историю рок-культуры, мы пришли к выводу о том, что истоки джаза и рока отнюдь не ограничиваются легко прослеживаемыми связями с так называемой "популярной музыкой". Даже рубеж XVIII и XIX столетий, когда подняла голову культура урбанизма, оказывается недостаточно отдаленным для изучения предпосылок возникновения новых массовых жанров XX века. Джаз и рок соединены непрерывной цепью преемственности с явлениями, уводящими вглубь истории, вплоть до средневековья.

Параллельно магистральному пути Европы, то есть профессиональному композиторскому творчеству, развивавшемуся в "высших" социальных кругах церкви и двора, с древних времен вели самостоятельную жизнь другие "вольные" музыкальные виды, не связанные со все усложняющейся профессиональной полифонией. Многие жанры "третьего пласта" представляли культуру города, все более и более развивающуюся в век становления урбанизма, но отнюдь не подчиненную в решающей степени коммерческой эстраде или коммерческим издательствам. Музыка такого рода возникает в городских демократических кругах, и, как правило, характерные для нее формы выражения не совпадали с профессионализмом оперно-симфонической школы. В XX веке рок занимает среди жанров "третьего пласта" ведущую позицию. Зародился рок на основе таких видов музыки, как американский рок-н-ролл и британский бит.

Практическим воплощением рок-культуры стали гранидиозные (до полутора миллионов зрителей) музыкальные фестивали (Монтерей в 1967 г., Вудсток в 1969 г.)которые впоследствии приобрели культовое значение. Одним из главных принципов рок-действ (от фестиваля до концерта) является хэппенинг.

В конце 60-х рок-культура расслаивается, она затрагивает интересы разных поколений и явно перестает быть только молодежной.

70-е годы - время рождения панк-движения, противопоставившего себя движению хиппи. Среди причин возникновения панк-культуры - радикальная социально-экономическая политика М.Тэтчер.

Изначально музыка панков представляла собой антирок. Вся эстетика панков, их нарочитая агрессивность, стремление к эпатажу любыми средствами выражали идеологию аутсайдеров. Основным психологическим стержнем эстетики панков является крайний индивидуализм.

К 1978 - 1979 годам короткая эпоха музыки английских панков подошла к концу. На смену панк-року в конце 70-х годов в рок-культуру пришло яркое, многообразное движение "новой волны".

Можно опираться на такую периодизацию развития рок-культуры:

• Конец 50-х - начало 60-х годов. Американский рок-н-ролл. Британский бит.

• 60-е - начало 70-х годов. Музыка хиппи. "Золотой век" рок-музыки.

• 70-е годы. Панк-движение.

• 80-е годы. "Новая волна".

• 90-е годы — настоящее время. Рок-культура крайне эклектична, включает в себя множество течений и движений не только прежних десятилетий, но и новых.

В целом российская рок-культура повторила путь западной. Её развитие происходило более медленно. Она похожа на западную рок-культуру, но не идентична ей. У российской рок-культуры есть ряд самобытных черт.

Изначально русская рок-музыка была подражательной, копировала уже существующие в англоязычных странах образцы. Со временем групп, поющих на русском, становилось все больше, а на английском — все меньше, так что к началу 80-х практически вся российская рок-музыка стала русскоязычной.

Хотя в Москве и появилось несколько интересных рок-групп, талантливых рок-музыкантов, местом возникновения российской рок-культуры все же становится Ленинград.

Российский рок отличается тем, что текстовая его часть играет более важную роль, чем музыкальная. Артефакты западной рок-культуры, переносясь на российскую почву, трансформируются, порождая новые в российской и мировой рок-культурах явления.

На рубеже 1986 - 1987 годов российское рок-движение становится реальной общественной силой, объединяющие многотысячные молодежные аудитории.

Своеобразие русского рока сказалось в двойственной природе, соединении мировой рок-традиции с местной бардовской, через нее — с русской культурой поэтического слова, а также в специфических организационных механизмах, далеких от западного "шоу-бизнеса" — именно эти архаичные механизмы обеспечили возможности для создания наиболее ярких и талантливых произведений. Традиции рока не угасли и в последние годы, хотя влияние их уменьшилось.

Можно наметить следующие вехи развития российской рок-культуры:

• Середина 60-х годов. Подражательный рок. Исполнение российскими рок-группами песен зарубежных рок-музыкантов.

• 70-е годы. Первые рок-произведения на русском языке. Возникновение московской и ленинградской школ в рок-музыке.

• Середина 70-х — середина 80-х годов. Период андеграунда, подполья. Вторая половина 80-х годов. Превращение рок-культуры и субкультуры в контркультуру. Стадионный рок.

• Начало 90-х годов - спад интереса к рок-музыке. Кризис российской рок-культуры.

• Вторая половина 90-х годов - настоящее время - "второе дыхание" русского рока. Его вхождение в основную культуру.

Рок-культура - не только эстетический, но и смысловой феномен. Рок-культура претендует на передел общественной жизни.

Дух рок-культуры был рожден чувством приближающегося "конца света". Именно болезненный разрыв с социальными и нравственными основами "доатомной эпохи" прежде всего определяет идейный смысл рок-культуры.

Рок-музыканты - "пророки" ощущают, что говорят не только от имени своего поколения, но и тех, кто придет им на смену. Социологи определяют рок-культуру как "поколенческую культуру" - полный цикл в ее эволюции, смена одного стиля другим (с возвратом на первом этапе к самому раннему рок-н-роллу, блюзу) занимает такой же период времени, в какой подросток превращается в юношу.

Рок-культура сосредоточена вокруг сильных личностей, противопоставляющих себя обществу. Она представляет собой культуру лидеров, которые одновременно являются отверженными "респектабельным" обществом, лидеров, собирающих вокруг себя таких же отверженных людей, как и они сами. Сплочение помогает людям удовлетворить их потребность чувствовать, что они представляют собой некий особый род, чьи знаки отличия они будут носить с тщеславием и убежденностью их защищать.

Рок-музыка и религия тесно связаны. Западная рок-культура многим обязана "шведскому столу" религиозной мысли, предлагаемому современной культурой. Огромную роль в западной рок-культуре играла "кислотная религия". "Кислоту" не случайно называли "наркотиком рая и ада". "Rolling stones" от увлечения ЛСД перешли к интересу к сатанизму. Для них дьявол поначалу не был воплощением мирового зла. Он казался музыкантам лишь отблеском запретного. У религии, основанной исключительно на приеме ЛСД, был короткий век. Она открывала перед человеком море возможностей, но по окончании путешествия идти было некуда.

Интерес к индуизму, возникший в рок-культурной среде, зиждился не только на желании познать неизведанное. Ключевым фактором, без сомнения, был ЛСД. Если бы "кислота" не продавалась в таком количестве, не возникло бы и интереса к этой малопонятной и чуждой европейцам религии. Наркотический опыт подготовил почву для распространения йоги.

По мере того, как распадалась кислотная культура, рок-культура начала обращаться к сатанистской символике.

Для представителей бунтарского поколения звучание электроинструментов стало не просто неотъемлемым элементом самого художественного стиля, но и специально найденным художественным эффектом, призванным "вывернуть наизнанку" лирическое мироощущение романтиков прошлого века и начала нынешнего столетия.

Термин "дропаут" - выпавший человек - часто применим к людям, существующим в контексте рок-культуры.

В основе контркультуры лежит протест. Иногда это - протест социальный. Но этот протест имеет свои особенности. "Пути обездоленных" и нонконформистской молодежи, взыскующей контркультурных экстазов, все же решительно расходятся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Касьянова, Екатерина Викторовна, 2003 год

1. Агошков А.А. Социокультурное пространство современной музыки. Автореф. дис. канд. филос. наук. /Балтийский техн. ун-т "Военмех". (С.-Петербург). СПб., 1998 20 с.

2. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М., 1999. 345 с.

3. Аквариум, 1972-1992: Сб. материалов /Сост. и ред. О.Сагарева. М., 1992. 256 с.

4. Аксютина О. Панк вирус в России. М., 1999. 320 с.

5. Алексеев А.С., Бурлака, А.П. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки: Кто есть кто. М., 2001.250 с.

6. Алексеев И.С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов. Автореф. дис. канд. социол. наук. /СПбГУ.- СПб., 2003. 25 с.

7. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей //Социологические исследования. 1989. №4. С.48-56.9. "Ария": Легенда о динозавре (с ископаемых времен). М., 2000.368 с.

8. Барбин Л., Матера Д. Одиноко ли тебе вечером /Пер. с англ., авт. предисл. и примеч. Галаджева Н. М., 2000.456 с.

9. Бастрыкин А.И., Ширяев Э.Б. Мода, кумиры и собственное "я". Л., 1988. 173 с.

10. Белоусов В.Г. Нисхождение в Эреб: Д. Леннон периода "Beatles". СПб., 2000. 187 с.

11. Блюз из подвала: Советская рок-музыка в стихах, фотографиях и размышлениях. Ставрополь, 1990. 352 с.

12. Бондаренко, В.В., Дроздов, Ю.В. Истоия рок-музыки: Европа. Америка. Австралия. Минск, 1997. 188 с.

13. Бочаров О. Панк: Энциклопедия: Все, что вы хотели узнать о панке, хардкоре, сайкобилли, ска и альтернативе, но некого было спросить. М., 2001. 345 с.

14. Бурлака А.А., Запесоцкий А.С. В ритме эпохи. Очерки истории музыки "рок". СПб., 1994. 86 с.

15. Бурлака А.А. и др. Энциклопедия хард-рока. (Энциклопедия ROCK CITY; Ч.1.). 486 с.

16. Буркхарт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996. 367 с.

17. Бушмарин, Н.В. Молодежная культура: истоки и тенденции развития //Человек и культурно-историческая традиция. Тверь, 1991. С. 34-42.

18. Васильева А.А. Российская рок-музыка 1970-1980-х годов как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Автореф. дис. канд. филос. наук. Челябинск, 1999. 21 с.

19. Векторы развития культуры на грани тысячелетия. СПб., 2001. 132 с.

20. Венкьярутги Р.Ф. Владимир Высоцкий "хулиганские" песни //Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.З, т.2. М., 2000. С.269-274.

21. Верморел Ф., Верморел Д. SEX PISTOLS: История изнутри. СПб, 1994. 214 с.

22. Владимир Высоцкий и русский рок: Сб. ст. Тверь, 2001.232 с.

23. Власова Г.Б. Рок-культура феномен XX века. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов Н/Д, 2001. 26 с.

24. ВДой: Стихи, документы, воспоминания. JI., 1991. 367 с.

25. В.Цой. Факты творческой биографии и посмертные материалы. Орёл, 1991. 5 с.

26. Врачев, О.И. Молодежная культура как социальная проблема, (по материалам американской философии) //Современное обществознание Запада. Методологические проблемы исследования. Свердловск, 1990. С.116-125.

27. Время колокольчиков (Советская рок-поэзия)/Сост. З.Стасов. М., 1990.127 с.130. . Галушко М., Быков В. Рок! Рок. Рок? Беседа музыковеда М.Галушко и преподавателя Института культуры имени Н.К.Крупской В.Быкова .// Искусство Ленинграда. 1989. С.88-93.

28. Гессен М. Поколение "X". Образ жизни российской молодежи поколения 80-х.//Знамя. 1995. №10. С.181-188.

29. Глебов А.В. Metallica. Fun but true (Энциклопедия хард-рока. Ч. 1: 1981-1988). М., 2001. 345 с.

30. Гнедовский М. Майк, или Секретная лаборатория российского рока //Россия. Новая серия под ред. Н.Охотина. Вып. 1(9): Семидесятые как предмет истории русской культуры. Сост. К.Рогов. М., 1998. С.88-104.

31. Говорков Н.М. Справочник по рок- и поп-прогрессиву. Н.Новгород, 1998. 124 с.

32. Голдман А. Джон Леннон. М., 2000.615 с.

33. Горохов А. Музпросвет. ш. М., 2001.424 с.

34. Горяшина Л.Р. Петербург и рок-культура: трансформация города //Россия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 16-19 декабря 1996 года /Балтийский госуд. техн. ун-т. СПб., 1996. С. 26-28.

35. Гофман А. Мода и обычай //Рубеж. Альманах социальных исследований. 1992. №3. С.37-80.

36. Гребенщиков, Б. Не песни. Тверь, 1997. 342 с.

37. Гребенщиков, Б. Песни. Тверь, 1997.256 с.

38. Грибанов Р. Большому кораблю глубокая лужа. Размышления на тему челябинского рока.//Уральск, парадигма. №4. 2000. С.85-101.

39. Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде //Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. М., 1990. С.102-110.

40. Громов Д. Цвет легенды лиловый //Библиография. №1.1998. С.66-72.

41. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М., 1980. 264 с.

42. Дидуров А. Постфактум. М., 1993. 231 с.

43. Дидуров А., Рахаева Ю. Слово о крокодиле с крыльями //Новое время. 1993. №23. С.48-50.

44. Дидуров А. Солдаты русского рока. 206 с.

45. Дидуров А. Что такое русский рок? //Человек: образ и сущность: Ежегодник/ РАН ИНИОН, Центр туманит науч.-информ. исслед.: гл. ред. Скворцов Jl.B. М., 2000. С.225-227.

46. Дилан Б. "Нам было трудно, но мы свергли с пьедестала самого Бетховена!" //Ровесник. №7.2001. С.35-42.

47. Доронин А.А., Лисенков А.В. Что проку от "рока": Об эстетике молодежной музыки //Молодая гвардия. 1986. №5. С.214-230.

48. Дугин А. Четыреста восемнадцать масок субъекта. СПб., 1999.234 с.

49. Жидков В. Культурная политика и театр. М., 1995. 320 с.

50. Житинский А.Н. Путешествие рок-дилетанта. Л., 1990.415 с.

51. Забродин Г.Д., Александров Б. А. Рок: искусство или болезнь? М., 1990.215 с.

52. Земфира: Поп-музыка- это вовсе и не музыка //Мы. №3. 2001. С.178-186.

53. Золотое десятилетие рок-поэзии. М., 1992. 134 с.

54. Зорин В. Незамкнутый круг. СПб., 1992. 136 с.

55. Иванова М. Fuzzbook. СПб., 2001. 180 с.

56. Идолы и идеалы: Сборник. /Сост. И.А.Михайлов. М., 1988. 252 с.

57. Иконникова С. "Массовая культура" и молодежь: вымыслы и реальность. М., 1979.35 с. . "

58. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.166 с.

59. Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи //Социологические исследования. 1990. №12. С.94-102.

60. Исаев А.В. Дискография, 70-90 годы. Волгоград, 1997. 167 с.

61. Каган М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996.254 с.

62. Кадиков З.С. По следам пророка света. Расшифровка песен В.Цоя. СПб., 1999. 128 с.

63. Каткус Д. Право выбора? О рок-музыке. Пер. с лит. //Литва литературная. 1988. №5. С.147-155.

64. Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура //Вопросы философии. 1990. №8. С.39-61.

65. Кожин С.В., Жерносенко Д.Н. Молодежная субкультура //Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Ч. 1. Новосибирск, 1996. С.38-39.

66. Козлов А.С. Рок: Истоки и развитие. М., 1998. 245 с.

67. Козлов А.А., Лисовский В.Т. Молодой человек: становление образа жизни. М., 1986. 168 с.

68. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.240 с.

69. Кон Ю.Г. Избранные статьи о музыкальном языке. СПб., 1994. 254 с.

70. Константин Кинчев: Жизнь и творчество. Стихотворения. Документы. Публикации, (автор-составитель Н.Барановская). СПб., Смоленск, 1993.456 с.

71. Кокарев А. Панк-рок от "А" до "Я". М., 1992. 104 с.

72. Конен В.Д. Об истоках рок-музыки //Советская музыка. 1986. №7. С.101-109.

73. Конен В.Д. Рождение блюзов //Советская музыка. 1979. №5. С. 105-113.

74. Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1994.160 с.

75. Конен В.Д. Третий пласт: О новых массовых жанрах в музыке XX века. //Советская музыка. 1990. №4. С.75-83.

76. Корзун Н. Двумя аккордами по нервам? О западной рок-культуре. //Советская культура. 1986. 10 июня. С.7.

77. Краткий психологический словарь /Сост. Л.Карпенко; Под общ. ред. А.Петровского, М.Ярошевского. М., 1985.431 с.

78. Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970 1985 годы. М., 1997. 320 с.

79. Кривцов Н. Жизнь на Олимпе, или Рок над роком //Молодой коммунист. 1986. №5. С.89-94. №3. С.93-99.

80. Крымова Л. Все, что вы хотите знать об "Аквариуме", но не решаетесь спросить. Ростов Н/Д, 1991.176 с.

81. Куликова И. 'Ток-революция" в конце пути //Театр, 1976. №5. С.92-96.

82. Култаева М.Д. Уварова Е.Л. Интерпретации проблем молодежи: западные концепции и варианты. Харьков, 1989. 113 с.

83. Культурная активность молодежи. Сб. ст. Отв. ред. Е.В.Затуловская. М., 1989. 141 с.

84. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1999. 640 с.

85. Кумиры западной поп- и рок-музыки. М., 1994. 496 с.

86. Курехин С.А. Немой свидетель. СПб., 1997. 125 с.

87. Курлеия К.М. Заклинания Диониса: Заметки о новосибирском рок-н-ролле 80-х гг. Новосибирск, 1998. 342 с.

88. Кухтевич Т.Н., Добрынин В.В. Молодежная культура: проблемы и противоречия //Молодежные культуры: проблемы и перспективы развития. Горький, 1990. С.4-12.

89. Кушнир А. Золотое подполье. Н.Новгород, 1994. 368 с.

90. Кушнир А. 100 магнитоальбомов советского рока. М., 1999. 362 с.

91. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. 256 с.

92. Левичева В. Неформальные самодеятельные объединения. М., 1989.64 с.

93. Легенды русского рока: История отечественной рок-музыки. Кн.1. М., 1999. 362 с.

94. Лезов С.Н. Попытка понимания: Избранные работы. М.-СПб., 1998. 575 с.

95. Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия //Проблемы информационной культуры. Вып. 4: Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997. С. 114-131.

96. Летов Е. Я не верю в анархию: Сб. ст. М. 2001. 321 с.

97. Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психологический опыт. Руководство на основе "Тибетской книги мертвых". Львов, 1998.378 с.

98. Личковах В.А. "Молодежная субкультура" в свете борьбы идей // Этика и эстетика. Вып. 32. Киев, 1989. С.58-64.

99. Магун В.В., Литвинцева А.А. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М., 1993. 54 с.

100. Майк: Право на рок /Авторы-составители: А.Рыбин, А.Старцев при участии А.Лапицкого. Тверь, 1997. 238 с.

101. Максимов П. "Калинов мост". На устах моих твои песни. Ростов Н/Д, 2001. 241с.

102. Малявин В. Чжуан-Цзы. М., 1985.145 с.

103. Матвеев A.A. Live Rock'nUoll: Апокрифы молчаливых дней. Екатеринбург, 2001. 325 с.

104. Мейнерт Н.П. По воле рока Социологические исследования рок-музыки. //Социологические исследования. 1987. №4. С.88-93.

105. Мельников, А. Рокенролльная душа, или разговор за кастрюлей супа //Эхо планеты, 1995. №46. С.6-8.

106. Меркьюри Ф. "Если завта я умру, мне наплевать, я действительно все успел сделать". М., 2000.192 с.

107. Мерль П. Джон и Йоко: неоконченная баллада. М., 2001. 349 с.

108. Метакса В. Кант и проблемы современной музыки //Эстетика и жизнь, 1975. Вып. 4. С.116-148.

109. Молодежь и новые социальные движения за рубежом. Ред.-сост. М.А.Султанова. М., 1988. 144 с.

110. Молодежные субкультуры /Исламишина Т.Г., Цейтлин Р.С., Салагаев A.JI. Казань, 1997. 115 с.

111. Молодежный экстремизм, /под ред. А.А.Козлова. СПб., 1996. 142 с.

112. Молодёжь и проблемы современной художественной культуры. JI., 1991. -147 с.

113. Молодёжь России: Тенденции, перспективы //Под ред. И.В.Ильинского, А-А.Шаронова. М., 1993.224 с.

114. Мороз А. Музыка преисподней: Рок-музыка, наркотики, ночные клубы. Н.Новгород, 1998. 32 с.

115. Моррисон Д. Американская ночь. М., 2001. 235 с.

116. Музыка: Большой энциклопедический словарь. М., 1998. 563 с.

117. Мяло К.Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М., 1991.251с.

118. Мяло К.Г. Идеология "тотальной свободы": Историческая традиция и современные модификации //Вопросы философии, 1973. №2. С. 108-157.

119. Мяло К.Г. Под знаменем бунта Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950-1970 годов. М., 1985. 287 с.

120. Набок И.Л. Рок-музыка: современность или своевременность? //Музыка в школе. 1987. №3. С.53-58.

121. Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. Л., 1989. 32 с.

122. Неумойнов Г.К. Преемственность поколений и "молодежная кулыура".//Социально-политические проблемы развитого социалистического общества. Калинин, 1980. С. 119-125.

123. Нопфлер Д. Рок-бизнес: Претворись его знатоком. СПб., 2001.203 с.

124. Оборванная струна: Песни, стихи В.Цоя и И.Талькова, материалы об их жизни и творчестве/Сост. А.Крахмалюк; предисл. А.Боброва. М., 1993. 158 с.

125. Ольшанский Д. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. М., 1990. 192 с.

126. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры.М., 2000.261 с.

127. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1996. 267 с.

128. Памяти В.Цоя. Ростов /нД., 1991. 31 с.

129. Переверзев Л.Б. От джаза к рок-музыке //Конен В. Пути американской музыки. М., 1977. С.25-58.

130. Петров Д.С. Молодёжные субкультуры. Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 1996. 17 с.

131. Померанц Г.А. Человк ниоткуда. М., 1997. 432 с.

132. Посиделов В.А. Магия рок-музыки. Ростов Н/Д, 2001. 324 с.

133. Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. Сб. науч. тр. М., 1988. 167 с.

134. Развлекательная культура России XVIII-XIX веков. Очерки истории и теории /Ред.-сост. Духов Е.В. СПб., 2000.528 с.

135. Ранк О., Захс 3. Миф о рождении героя. М., 1997.249 с.

136. Ребеток А. Что же такое "поп"- музыка? //Советская музыка, 1973. №8. С.137-138.

137. Режембаль Ж.-П. Рок-н-ролл, или наплыв музыкального неистовства //Литературная Россия. 1989. 5 мая. С. 16-; 17.

138. Рекшан В. Кайф вечный, или как я был Ринго Старром. СПб., 1999. 180 с.

139. Рекшан В. Кайф полный. Л., 1990. 202 с.

140. Родионов С.В. Рэйв: философско-культурологические аспекты. Саратов, 2000. 34 с.

141. Рожновский В. Китч низкопробный или возвышающий? (Заметки музыковеда) //Музыкальная академия. 1993. №1. С.93-99.

142. Рок в СССР, 1990. Сб. ст. /Ред. М.Жигульский, И.Бирюков. М., 1989. 35 с.

143. Рок-справочник = Rock giiide: Более чем о 1300 зарубежных рок-группах / Сост. В.И.Василевский. Новосибирск, 1992. 356 с.

144. Романов А.И. История АКВАРИУМА. Книга флейтиста. СПб., 2001. 479 с.

145. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. Г.Осипова. М., 1998. 672 с.

146. Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. трудов /М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Тверской гос. ун-т; Ред. Коллегия: Ю.В.Доманский и др.. Тверь, 1998.197 с.

147. Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Вып.З. Тверь, 2000. 230 с.

148. Рыбальченко Е. Влияние рок-музыки на психическое здоровье подростка. //Мир и человек в философии и искусстве: Сб. тез. и ст.: Материалы VIII обл. студ. науч. конф. и ТП пед. чтений. /Арханг. пед колледж. Архангельск, 2001. С.257-288.

149. Рыбин А.В. "Кино" с самого начала. Смоленск, 1992. 190 с.

150. Рылева С.И. Ограниченность социолого-культурных интерпретаций молодежных субкультур //Субкультурные общества молодежи. Критический анализ. М., 1987 С. 31-39.

151. Савченко Б. Кумиры российской эстрады. М., 1998.432 с.

152. Садчиков М. Рандеву со звёздами. СПб., 1992.202 с.

153. Севницкая С. Я мыл руки в теплой воде. М., 2000. 453 с.

154. Сикевич 3. Молодёжная культура: "за" и "против". Заметки социолога. М., 1990.156 с.

155. Симакин Ю. Рок и культура //Ленинградская панорама. 1989. №1. С.9-12. №2. С.24-26.

156. Смирнов И. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. М., 1994. 264 с.

157. Смирнов И. Прекрасный дилетант: Б.Гребенщиков в новейшей истории России. М., 1999.370 с.

158. Смирнов И. Рок-н-ролл жив. //Знание-сила. 1991. №8. С.56-63.

159. Сольное творчество Ф.Меркьюри: Я лишь певец, исполняющий песню. /Сост. Рассадин А.Л. М., 2000. 256 с.

160. Сорокин П. Социокультурная динамика //Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.476 с.

161. Социологический словарь / Сост. А.Елсуков, К.Шульга; Науч. ред. Г.Соколова, И.Писаренко. Редкол.: Г.Давыдюк и др. М., 1991. 528 с.

162. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.488 с.

163. Социология молодежи. Кн. 2. М., 1995. 228 с.

164. Спок, Б. Разговор с матерью. М., 1990. 589 с.

165. Суртаев В Л. Социокультурное творчество молодежи. СПб., 2000.152 с.

166. Сыров В.Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке. Н.Новгород, 1997.427 с.

167. Сэндфорд К. Мик Джаггер- просто крутой. М., 1999. 215 с.

168. Тарасов А. Порождение реформ: бритоголовые, они же скинхеды (новая фашистская молодежная субкультура в России)//Свободная мысль. №5. М., 2000. С.39-56.

169. Тернер С. Лестница в небо: рок-н-ролл в поисках искупления: история рока и религии: Пер. с англ. М., 2001. 234 с.

170. Тимощенкова Г.А. Вокруг рок-музыки: прочтение в контексте времени. //Библиография. №1. 2000. С. 145-152.

171. Ткачев А.Л. Последние тайны рока. М., 2001. 203 с.

172. Ткачев А.Л. Фантазии на тему Нобеля в стиле рок //Музыкальная жизнь. 1999. №4. С.47.

173. Ткачев А.Л. Шоу продолжается //Музыкальная жизнь. 1999. №5. С.45-46.

174. Троицкий А.К. Рок в Союзе, 60-е, 70-е, 80-е. М., 1991.126 с.

175. Туганова О.А. Современная культура США. М., 1989. 272 с.

176. Турчина Н.Ю. Молодежная субкультура //Общество и социология: Новые реалии и новые идеи. СПб., 2000. С.212-216.

177. Ухов Д. Старый знакомый в новом качестве //Эрос. 1991. №1. С.95-99.

178. Феофанов О.А., Налоев А.Ё. Бунтари и конформисты: рок-музыка Запада за 40 лет. Ставрополь, 1989. 114 с.

179. Феофанов О.А. Музыка бунта: Очерк о биг-бите. М., 1975.194 с.

180. Феофанов О.А. Тигр в гитаре. М., 1969. 237 с.

181. Филатова О.Г. Феноменология кризисного сознания (Проблемы молодежного бунта) Дис. канд. филос. наук. СПб., 1993. 133 л.

182. Фуко М. Надзирать и наказывать. М., 1995.234 с.

183. Харитонов Н. Империя ДДТ. М., 1998. 256 с.

184. Хижняк И. А. Парадоксы рок-музыки: Мифы и реальность. Киев, 1989. 265 с.

185. Хомутова Е.Н. Авторская песня как культурно-исторический феномен в России XX века. //Науч. тр. Нижневарт. Гос. пед. Ин-та. Сер.1: Культурология. Вып.1.2000. С.167-174.

186. Художественная жизнь современного общества. В 4 т. Т. 1. СПб., 1996. С. 118138.

187. Цапко М.С. Рок как социокультурный феномен. Автореф. дис. канд. культуролог, наук. /Ин-т молодежи. М., 1998. 23 с.

188. Чередниченко Т.В. В режиме музыкального времени: Фрагменты из новой книги "Музыкальный запас. 70-е" //Новый мир. №8. 2001. С. 152-170.

189. Чередниченко Т.В. Новая музыка №6. (О музыкальной культуре XX века). //Новый мир. 1993. №1. С.218-232.

190. Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М., 1989.214 с.

191. Чередниченко Т.В. Типология советской массовой культуры: Между "Брежневым" и "Пугачёвой"-. М., 1994. 256 с.

192. Шар В.К. Путь рока: Оригинальный опыт музыкально-исторического исследования. М., 1998 423 с.

193. Шаронов В.А., Файн А.Я. Альтернативные объединения молодёжи: от средневековья к современности. Сыктывкар, 1988. 88 с.

194. Шестаков Г. Три эстетики, три составные части поп-музыки //Советская эстрада и цирк. 1991. №2. С.6-88.

195. Шидер М. Владимир Высоцкий и Юрий Шевчук: Советская авторская песня и русский рок как выражение субкультуры (языковые черты) //Владимир Высоцкий и русский рок: Сб. ст. Тверь, 2001. С.94-97.

196. Щепанская Т.Б. Символика молодёжной субкультуры. СПб., 1993. 341 с.

197. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.456 с.

198. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.

199. Benetollo A. Rock et politique: Censure, opposition, integration. Paris, 1999. 243 p.

200. Bromell N. The blues and the veil". The cultural work of musical form in blues and 60-s rock//American blues. 2000. Vol8, №2. P. 193-221.

201. Dahlhaus C. Neue Music als historische kategorie //Musica, 1968, №3. P.26-38.

202. Deleuze G., Guattari F. Rhisome. Introduction. P., 1976. 256 p.

203. Dougan J. The mistakes of yesterday, the hopes of tomorrow: Prison, pop-music and prisoners //American music. 1999. Vol. 17. №4. P.447-468.

204. Eggebrecht H.H. Musicaliches denken. Willhemshaven, 1977.113 p.

205. Encyclopedia of rock. London, 1998. 384 p.

206. Expression in pop-rock music: a collection of critical and analytical essays /Ed. Everett W. New York, 2000. 372 p.

207. Le rock. Aspects esthetiques, culturels et sociaux. Paris, 1994.246 p.

208. Led Zeppelin: Взлет и падение. /Пер. и сост. Кормильцев И. М., 1998. 352 с.

209. Nautilus Pompilius: Введение в наутилусоведение. /Порохня JT., Кушнир А., Кормильцев И. и др. М., 1997.400 с.

210. Rammstein/ Авт-сост. Тати Ж.Ю. М., 2000. 111 с.

211. Van Helsing Jan. Geheim Gesellschaften und ihre Macht im 20 Jahrhundert. Ewertrelag, 1993. 145 p.

212. Wallashek R. Estetik der Tonkunst. Stuttgart, 1886. 356 p.

213. Yost E. It's not only rock'n'roll: A model of inclusive programming //Parks and Recreation. 1999. №3. P.60-63.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.